КГБУ "Центр сельскохозяйственного консультирования"
Официальный сайт
Помощь экспертов аграрному сектору

Как скидки и субсидии стимулируют на Алтае покупку отечественной сельхозтехники

Автор
19.10.2020
15:03
Аграрии края продолжают вливать миллиарды в сельхозтехнику. Знаковым в этом отношении стал 2016 год – тогда на техпереоснащение отрасли в крае направили рекордные на тот момент 7 млрд рублей. Годом ранее вложили сумму 4,3 млрд рублей. В 2019 году инвестиции превысили 7,5 млрд рублей, а за три квартала текущего, составили более 6 млрд рублей. Не помешали тому ни экономическая нестабильность, ни пандемия, ни засуха. В сумме за пять лет сельхозмашин и агрегатов в регионе было закуплено на 30 млрд рублей.

В эти годы наметилась общая тенденция: благодаря программам субсидирования аграрии стали куда охотней брать отечественную сельхозтехнику, на которую направлены эти льготы. Так, в 2018 году из 10 млрд рублей, выделенных в рамках постановления №1432, Алтайский край «выгреб» более 10% от общего российского лимита. На импортные машины, напротив, наметилось снижение спроса из-за удорожания в связи с ростом курсов валют.

Мы сделали небольшой опрос руководителей хозяйств – гостей выставки отечественной сельхозтехники, прошедшей в Сибирском агропарке на прошлой неделе, чтобы узнать, какую роль сыграла господдержка в техперевооружении.

Свои причины

В СПК «Колхоз им. Ленина» Бийского района стремятся использовать все возможные инструменты поддержки. Как отмечает его руководитель Сергей Демиденко, на предприятиях, где приоритет отдан животноводству, скидки и субсидии сегодня важны, как воздух. Ценообразование на молоко оказалось ниже уровня прошлого и даже позапрошлого года, чего не скажешь о зерновых.

Учитывая, что главное в СПК «Колхоз им. Ленина» – обеспечить свой скот фуражом, зерно реализуют по остаточному принципу – продают излишки. Заработать на новую технику в таких условиях не просто, и значимую роль при ее покупке играет кредитование с субсидированием процентной ставки. Среди приобретений последних лет в хозяйстве преобладают отечественные машины.

- Надо отдать должное: качество импортных сельхозмашин выше, нежели у наших. Но огромную роль играет отношение и правильная эксплуатация, – рассуждает Сергей Демиденко. – Работать надо, как положено: там, где технология предусматривает вспашку 20 см, мы с легкостью заглубляемся на 30 см, а потом говорим – отчего-то рама не выдержала. А как ей выдержать? Если механизаторы и специалисты относятся к работе без должной ответственности, ломаться будет и импортная техника.

Того же мнения придерживается руководитель учхоза «Пригородное» Игорь Бандеев: «Если бы не поддержка, о нормальном развитии не могло быть и речи. То и дело пытались бы встать с колен. В техническом плане наше предприятие обновилось за последние годы почти полностью. Заменили тракторный парк, купили четыре «Кировца», скоро берем пятый. Немалые деньги вкладываем в животноводство на стройку и оборудование. Даже небольшая субсидия или скидка – а на душе уже радостно, забываются неприятности. Эти меры позволяют выравнивать экономику хозяйства».

Есть и иные примеры. В последние годы в КФХ Юрия Бакушкина из Ребрихинского района была проведена модернизация по усовершенствованию возделывания всех культур. В нынешнем году смонтирован растворный узел для смешивания удобрений, приобретен агрегат для их внесения, куплен самарский опрыскиватель «Туман» и новый «Кировец». Отечественные машины показали себя достойно, работали по всему фронту – в хозяйстве около 4000 га. Что касается покупок со скидкой, льготного лизинга или кредитования, фермер привык обходиться без них и решать текущие вопросы своими силами. По мнению Юрия Александровича, работать в АПК эффективно можно и без поддержки.

Неоднозначная ситуация сложилась в ФГБУ ПЗ «Комсомольское» Павловского района. Сегодня у предприятия нет доступа к инструментам поддержки. Тем не менее, по словам его руководителя Игоря Куренинова, в последние годы здесь полностью обновили парк зерноуборочных комбайнов. Два взяли в 2019 году, один – в 2020-м.

- До моего прихода на должность руководителя в 2017 году, в «Комсомольском» активно пользовалось льготным лизингом. Он был основным способом покупки техники. В 2017 году началось преобразование хозяйства в бюджетное учреждение и присоединение к ФАНЦА. Мы перестали работать в статусе сельхозтоваропроизводителя и утратили возможность пользоваться господдержкой. Обязаны покупать все конкурентным способом, через тендеры. Справляемся, но это дополнительный риск, вдруг неурожай, а лизинговый инструмент – недорогой, удорожание техники составляет всего 5-7%. – рассказывает Игорь Анатольевич. – Сейчас у нас 6 действующих договоров на 8 единиц техники, но все это – из ранее взятого. В 2017-м платежи по лизингу насчитывали 56 млн рублей, сегодня осталось 13 млн, которые нужно выплатить до 2024 года. Это не великие деньги – около 300 тысяч в месяц. Хотелось бы вернуть этот инструмент.

В настоящее время в «Комсомольском» изучают организационно-правовые вопросы на предмет, видят ли их в качестве клиента с возможностью участия в тендере. Летом направили заявку в «Росагролизинг» на комбайн и два грузовика. Ответ пришел незамедлительно. В Сибири уже есть такой опыт: в нынешнем году в Омске учреждение с аналогичной формой собственности оформили лизинговых договоров на технику в сумме на 100 млн рублей.

Поддержка и опора

Смогут ли алтайские аграрии перевооружаться, сохраняя темпы предыдущих лет, во многом зависит от финансовых результатов сельхозсезона-2020 и сохранения объемов государственной поддержки.

Судя по данным мониторинга КГБУ «Центр сельхозконсультирования», вывод напрашивается оптимистический. Стоимость продовольственной пшеницы третьего класса в сентябре 2020 года варьировались от 13 до 14,3 тысячи рублей за тонну. Годом ранее, в сентябре 2019-го, цены были на уровне 9,3-9,8 тысячи рублей.

Что касается субсидирования производителей сельхозтехники, известно, что в России пересмотрят и расширят эту программу. О планах сообщил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Принять решение планируется в начале 2021 года. Уже известно, что ставка при этом будет сделана на лизинговые инструменты. В текущем году в Алтайском крае этим механизмом воспользовались при покупке 260 единиц техники. Сумма сделок по договорам составила более 1,1 млрд рублей.

Однако для нашего региона дела обстоят несколько иначе ввиду региональных решений. Особое, если не сказать привилегированное, положение в плане сделок на льготных условиях занимает теперь на алтайском рынке продукция Петербургского тракторного завода. Соглашение, подписанное в этом году между Правительством Алтайского края и отечественным концерном, предусматривает внушительную - 20% - скидку на «Кировцы», из которых 10% компенсирует краевой бюджет и 10% дисконта дает завод. В Сибири такая льгота доступна только алтайским сельхозтоваропроизводителям, заверил директор ПТЗ Сергей Серебряков на пресс-конференции в Сибирском агропарке.

По словам Серебрякова, это следующий этап сотрудничества с регионом. Первый позволил организовать в Барнауле досборку тракторов «Кировец» марки К-744. На сегодня в Алтайском крае дособрано 623 тягачей. За восемь лет уровень локализации достиг 12%. На тракторы ставят алтайский балласт, топливные баки и шины. Последние также отправляются в Санкт-Петербург. В алтайские шины «обувают» 60–70% от всех «Кировцев». Второй поставщик – Волжский шинный завод из Волгограда.

- Если говорить об Алтайском шинном заводе, он провел достаточно большую работу по совершенствованию своего производства. Качество алтайских шин стало значительно лучше, сегодня это отмечают фермеры всей страны. Через сотрудничество с нами барнаульский завод получил возможность расширять поставки на вторичный рынок, потому как шины дольно быстроизнашивающийся элемент в машине, – отмечает Сергей Серебряков. – Мы продолжаем искать проекты, которые способны решить производственно-технологические проблемы Петербургского тракторного завода, а с другой стороны, помогаем развивать промышленность регионов России.


**
Факт
Со следующего года наш регион начнет поставлять на конвейер «ПТЗ» полный комплект колеса. Производство колесных дисков запускает Барнаульский завод прессового оборудования. Как отмечает его гендиректор Сергей Ферапонтов, одна линия по производству дисков диаметром от 20 до 54 дюймов полностью готова к запуску, другая должна быть налажена в октябре. Запуск производства запланирован не раньше февраля 2021 года. В настоящее время диски приходят в Санкт-Петербург из Украины и Белоруссии.

Источник: газета "Алтайская нива"

Возврат к списку

Свежие статьи