Один в поле не воин

Автор
12.05.2016
12:12
Чем живет СПК «Корболиха» с 65-летней историей
Сельскохозяйственных производственных кооперативов с более чем полувековой историей в крае не так уж и много. В основном хозяйства прошли процедуру приватизации и сменили форму собственности. Но не СПК «Корболиха» Третьяковского района! Тут, не смотря на некоторые сложности кооперативного ведения хозяйства, больше плюсов видят именно в таком формате работы. О том, как живет СПК сегодня – в нашем материале.

3.JPG

Страницы истории

В конце прошлого года СПК «Корболиха» отметило серьезную дату – 65 со дня основания. В советские времена это хозяйство гремело на весь край – производительность была на высочайшем уровне. Все дело в здоровой конкуренции, царившей в отношениях двух председателей-фронтовиков – Николая Бодулина и Ильи Шумакова, знаменитого руководителя колхоза «Россия» из Змеиногорского района. Товарищество и рабочее соперничество – вот, что двигало вперед оба хозяйства. Никому не хотелось уступать ни в производительности, ни в экономической эффективности. Разумеется, ничего бы не получилось без коллективов, готовых ради правого дела работать на износ. 

По словам старожилов, оба хозяйства шли «ноздря в ноздрю». В колхозе им. С.М. Кирова (такое название носил тогда СПК «Корболиха») работали две племенные фермы по разведению крупного рогатого скота, занимались овцеводством, свиноводством, полеводством. 

Но в начале 70-х годов Николай Бодулин удивил всех – открыл пивзавод. Легенды о том, как первому председателю удалось, не привлекая внимания коллег, укомплектовать оборудованием завод, ходят среди корболихинцев и по сей день. Но факт остается фактом – в 70-80 годы прошлого века корболихинское пиво пользовалось невероятной популярностью не только в близлежащих районах края – его вывозили деревянными бочками в Барнаул и Казахстан. Рядом с «баром», откуда отпускалось пиво, в свое время даже лозунг стоял: «Не пейте более 5 литров пива в день». Поговаривают, что в то самое время Корболиха, находящаяся на берегу Гилевского водохранилища, стала практически Меккой для рыбаков-любителей. Правда, до озера рыбаки добирались не всегда, зачастую проводя время у входа в бар, а потом приобретая у местных рыбу.

Спад начался в 90-е годы. Сначала отказались от овцеводства. Доходило до абсурда – себестоимость стрижки овцы стала выше стоимости реализации шерсти. Сократили общее поголовье крупного рогатого скота, отказались от свиноводства. Последним «пал» пивзавод – живое пиво с недельным сроком реализации не выдержало конкуренцию с консервированным напитком. В 2007 году завод и собственная солодовня закрылись. Как говорят специалисты, даже при большом желании сегодня заново восстановить завод практически невозможно – реконструкция потребует больших финансовых вливаний, чем организация нового производства.

6.JPG

Новое время

Сегодня СПК «Корболиха» занимается двумя основными направлениями работы – молочным животноводством и полеводством. О сложных временах вспоминают тяжело – трудностей пришлось хлебнуть по полной программе.

- Мне кажется, мы и выжили только за счет энтузиазма наших работников, - говорит председатель Евгений Болдаков. – Все от людей шло. В 90-е годами зарплаты не получали. Руководство вещами какими-то расплачивалось, мукой, товарами… но ведь это все реализовывать как-то было надо, чтобы семью прокормить. А как? Кому? Но основной костяк специалистов все равно остался. Люди вообще другие были. Скажешь мужикам: нужно сделать то-то и то-то. Идут и делают. А сегодня к молодежи попробуй подойди – сразу начнут расспрашивать, что им за это будет да в каких количествах. Преданность своему делу была. Доярки с ведрами ходили, это ж дикие физические нагрузки. А график в животноводстве какой жесткий? И ведь у всех семьи, дети… Порой сложно понять, как все это выдержали. А по-другому и нельзя было, наверное. Корову если не подоить, что с ней будет? Она же живая. Так что только благодаря великодушию и преданности делу и выкарабкиваемся.

В СПК «Корболиха» трудится 233 человека.

- Стараемся штат не раздувать, - признается Евгений Николаевич. – С другой стороны, куда людей денешь? Конечно, из-за такого количества людей зарплаты не очень высокие. В прошлом году около 12 500 было, плюс материальная помощь, мы ее сюда не плюсуем. Телят даем на выращивание. Порой зарекаешься новичков брать, а потом посмотришь – просится женщина, одна двух-трех детей воспитывает. Вот что делать? Приходится брать. 

В последние годы хозяйство оправляется от потрясений. По надою удалось в начале этого года вырваться в лидеры. 2015-й оказался удачным – второй раз за историю хозяйства достигли среднегодового надоя в 4200 килограммов на одну фуражную голову. Прошлый раз к этой цифре приближались в 2003 году – но тогда в корма коровам добавляли пивную дробину, надои как на дрожжах шли. 

За последние три года полностью обновили молочное стадо.

- У нас проходит жесткая выбраковка в молочном стаде, - рассказывает Николай Москаленко, главный зоотехник СПК. – Если корова малопродуктивная – выбраковываем не жалея, меняем на первотелку, которая по 15-17 кг молока в сутки приносит. У нас большой ввод первотелок – около 200 голов в год, считай треть дойного стада. Одна первотелка в прошлом году по 27 кг молока в сутки давала, а это очень хороший потенциал. Еще один важный момент, это то, что нам удалось очистить стадо от лейкозных животных. В 2000 году 80 лучших коров убрать пришлось, тяжело было… Сейчас максимум по 5-6 сдаем. 

Зато теперь молоко этого хозяйства – практически самое лучшее в районе. Коровы молодые, иммунитет сильный, поэтому и качество продукта на высоте.

4.JPG

Сила модернизации

По словам председателя, хозяйство ежегодно старается вкладывать деньги в модернизацию. Недавно поставили молокопроводы как на зимних фермах, так и на летних дойках. Эффект не заставил себя ждать.

- Молокопроводы первый год как на летних дойках установили, на зимних уже второй сезон стоят. Без кредита не обошлось, но уже рассчитались. Зато сразу кадровая проблема устаканилась, стало гораздо легче. А ведь было время, мы на второй ферме чуть ли не каждый день новую доярку искали, даже участкового приглашали разбираться. А сейчас хорошо – и производительность выросла, и зарплата у доярок поднялась. Они сейчас и 20 тысяч зарабатывают, неплохая зарплата для села. И за место начали держаться совсем по-другому. Молокопроводы еще и на дисциплину сыграли хорошо. Если раньше у нас была звеньевая система, то теперь результат по каждой доярке индивидуальный счетчик считает – непредвзято. Да и недобросовестные сразу отсеиваются. Труд стал легче, а производительность выше.

В планах хозяйства обновить за этот сезон поильную систему хотя бы в одном дворе – за годы эксплуатации трубопровод просто исчерпал свои ресурсы. По словам Евгения Николаевича, ремонтировать и реконструировать в данном случае затратнее, чем с нуля проложить. 

- А еще хотим танки-охладители купить в этом году, - делится планами председатель. – у нас есть один шеститонник на одной ферме, но это неудобно: чтобы лишних переливаний не было, надо купить два по три тонны каждый. Уже достигли определенных договоренностей с рубцовским заводом. Пока берем молоковоз. А к осени вернемся к вопросу об охладителях. 

В дальнесрочных планах хозяйства – организация собственной линии по разливу молока, литров на 500. А если есть цель, найдутся и средства. Чего мы им от всей души и желаем.


*** 

Прямая речь

5.JPG

Екатерина БЕЛОУСОВА, заведующая «Фермой №1» СПК «Корболиха»:

- В «Корболиху» пришла дояркой, но надолго там не задержалась – сначала поставили на место бригадира, а потом и заведующей стала. У меня и до этого был опыт руководящей должности – работала зоотехником отделения в другом хозяйстве. А вообще в молодости не планировала связывать свою жизнь с животноводством – после школы уехала в Семипалатинск, там выучилась на парикмахера. А потом замужество, вернулась в родное село - и понеслось. 
Я же сельский человек, хотя знаю жизнь разную и могу сказать, что можно привыкнуть к любым условиям и даже сделать их комфортными для себя. Сейчас у меня в подчинении около 45 человек. И с каждым стараешься найти общий язык, потому что важно держать коллектив в дружеских отношениях. Иначе ничего не получится. И ссор из избы выносить нельзя. Мы живые люди, у нас тоже и конфликты случаются, и недопонимания, но я никогда не побегу жаловаться начальству – сначала сама во всем разберусь. И руководство у нас хорошее – сильно к нам не лезет, но к голосу народу прислушивается. Те же молокопроводы поставили – это ж такое облегчение для наших девочек. Да и зарплата вовремя, грех жаловаться, да и мы не из таких!

7.JPG

Любовь ВАЙС, телятница «Фермы №2» СПК «Корболиха», награждена юбилейной медалью в честь 70-летия Алтайского края:

- У меня вся семья связана с хозяйством: мама здесь работала, отец, сейчас дочь моя на ферму пришла. Я в свое время дояркой пять лет отработала – но не мое это. А вот в телятнике мне хорошо, особенно в профилактории – там малыши сразу после отела. И я их до месячного возраста выращиваю. Они – как самые настоящие детки, ластятся к тебе, узнают. Я как будто воспитатель в детском саду: и ответственность большую чувствую, и радость от работы. Вот у меня сейчас 94 теленка. И практически по каждому можно сказать, какой характер у него будет. А вообще главное – любить своих подопечных, и тогда отдача будет полноценной. 

**
Цифры и факты

600 фуражных коров в СПК «Корболиха».

У кооператива есть свой «дом животновода» - 24 квартирное общежитие. Плата взимается только за коммунальные платежи.

В 2015 году СПК «Корболиха» сдал молока на Третьяковский маслосырзавод на сумму  43 млн рублей.

Хозяйство держит уверенное лидерство по выходу телят на сто коров по району.

Средняя продолжительность жизни коровы в стаде – 4 законченные лактации.

За прошлый год хозяйство получило 5,5 млн рублей господдержки. За первые два месяца 2016 в СПК «Корболиха» перечислено 1,8 млн рублей.

35 млн рублей составил в 2015 году зарплатный фонд хозяйства.

Источник: «Алтайская нива», автор - Маргарита ЦУРИКОВА

Возврат к списку

Свежие статьи