По следам оленей

Автор
17.09.2018
15:13
Чем отличается оленеводство в разных концах света
На VII Всемирный конгресс оленеводов, проходивший в Белокурихе 20-24 августа, съехалось более 300 специалистов в области оленеводства из 20 с лишним регионов России и 18 стран мира. Корреспонденту «АН» удалось пообщаться с представителями оленеводческих хозяйств из Центральной России, Западной Европы и Новой Зеландии, которые рассказали об особенностях этой отрасли в своей части света. С удовольствием делимся с читателями «АН» наиболее интересными моментами.

На далеких островах

Самой представительной иностранной делегацией на конгрессе была новозеландская. 18 человек, в основном руководители оленеводческих хозяйств, а также квалифицированный ветврач с ассистенткой и представитель департамента по развитию оленеводства в стране, возглавивший группу, Тони Пирс, приехали на Алтай, чтобы познакомиться с опытом оленеводов со всего мира. Кстати, большая часть группы в наших далеких для них краях уже во второй раз – четыре года назад они заезжали на маральник ООО «Каимское» в Алтайском районе после Всемирного конгресса оленеводов в Казахстане. 

«Я наслаждался каждым моментом пребывания на вашем маральнике и сказал своим друзьям: Вы обязательно должны здесь побывать!», - восторженно отзывается Тони Пирс об алтайском мараловодческом хозяйстве. По его словам, оленей, похожих на наших маралов (сибирский подвид благородного оленя, - прим. авт.), на островах Новой Зеландии всего около 4% - это северо-американские особи, остальное же поголовье преимущественно благородные олени (западный тип), завезенные из Европы. 

- Одомашеннных оленей у нас около миллиона голов (по некоторым данным, Новая Зеландия имеет 75% мирового поголовья оленей, - прим. авт.), эта цифра стабильна. Дело в том, что в новой Зеландии существует большая конкуренция за пастбища среди разных видов животных - КРС, овец. Олени в своё время отвоевали себе место на рынке, так как этот бизнес очень доходный в нашей стране. Средняя ферма у нас насчитывает 600 голов, а самая крупная 19 тысяч голов, - рассказал Тони Пирс.

Оленеводство Новой Зеландии моложе алтайского мараловодства: у нас первых рогатых начали приручать более 100 лет назад, а на островах – где-то в 1970-х годах прошлого века. Питер Сван – один из старожилов отрасли, он занимается разведением оленей уже 44 года, вспоминает, как отлавливали их с отцом в горах, стреляя капсулами со снотворным, и перегоняли на лошадях, а не с вертолетов, как сегодня. Питер с женой Джемой владеют небольшой фермой (а средний размер поголовья по стране 600 животных, - прим. авт.) на 100 с лишним голов в пригороде Ашбертона – города на юго-восточном побережье южного острова Новой Зеландии. В отличие от большинства своих земляков Сваны торгуют не мясом, а только пантами и племенными особями, так что их ферма по российским меркам тянет на племенной репродуктор. Кроме того, Питер, опять же в отличие от своих соотечественников верит в целебную силу пант: тщательно следит за их качеством, проводя всевозможные анализы, производит капсулы с порошком из пантов и не только продает желающим, но и принимает их сам. «Мы многое взяли от ваших алтайских мараловодов, - говорит фермер, - главное – надо следовать природе, тогда получится вырастить оленя  с ценными пантами». 

Еще один новозеландец Грейхэм Кар, владелец крупного хозяйства на 10 тысяч голов, реализует в основном оленину. Продает его предприятия и панты – до 20 тонн в год, здесь их не консервируют, как у нас, а замораживают в огромных холодильниках. Мистер Кар с интересом прошелся по пантолечебнице в «Каимском» и признал: наши мараловоды делают многое, предлагая и пантопрепараты, и процедуры с пантовыми продуктами прямо в местах содержания оленей. «Хотелось бы научиться чему-то подобному», - говорит новозеландец.  

Впрочем, Грейхему Кару есть чем похвалиться. На его ферме производят оленье молоко. Самок загоняют в специально обустроенные денники, где при помощи доильных аппаратов, похожих на те, которыми доят коз, получают молоко. В день одно животное способно дать до полутора килограмм ценнейшего продукта. Высушенное молоко идет на приготовление смеси для кормления грудничков, особенно недоношенных детей. Исследования, которые ведет в Веллингтоне ученый (кстати, русский), по словам Грейхема Кара, показывают, что оленье молоко имеет ценный белково-минеральный состав. Из него на ферме также производят сыр типа гауды, который поставляют на стол в элитные рестораны. 

На защите животных 

Что удивило европейских оленеводов на Алтае, так это масштабы производства. Главное отличие – территории. Как известно, общепринятый способ разведения маралов – парковый, где на каждое животное приходится 1,5 га площади. 

- У нас таких огромных хозяйств нет, - говорит австриец Юрген Лабан, член Международной ассоциации оленеводов, - потому что нет и свободных территорий. В сравнении с другими отраслями животноводства - свиноводством, разведением КРС - разведение оленей не является приоритетом в сельском хозяйстве в целом. В Австрии их насчитывается 40-50 тысяч голов. Что касается разведения маралов, попытки завезти их предпринимались, но ничего не вышло, так как климат у нас теплее, и это приводило к заболеваниям, в том числе паразитарным, в итоге маралы не прижились. 

Впрочем, панты, которыми славится алтайский марал, европейцам все равно добывать не пришлось бы – в странах ЕС запрещена срезка пантов. Поэтому оленей здесь выращивают в основном на мясо. 
- У меня своё хозяйство: 16 га земли, на которых я содержу 50 голов благородных оленей, - рассказывает швейцарец Кристоф Лудер. - Для меня было важно получить информацию о разведении маралов, потому что в Швейцарии мы их не держим. Мы уже посмотрели здесь, как идёт переработка пантов, однако для нас это не совсем актуально, так как в Швейцарии запрещено срезать панты. Мы зарабатываем на продаже мяса и племенных животных. Оленина считается у нас деликатесом, и мы реализуем мясо в рестораны высокого уровня, а также частным покупателям, которые ценят его за качество и пользу. 

Русский размах

Алтайские эксперты утверждают: маралом марала делают не столько породные характеристики, сколько среда обитания. Ситуация примерно, как с алтайским молоком: коровы, пасущиеся в предгорьях, дают продукт высочайшего качества, однако переведи буренку на равнинные луга – результат будет иным. Впрочем, это соображение не помешало предпринимателю из Костромской области Николаю Романенко заняться разведением маралов. 

- Я сам уроженец Красноярского края, очень люблю Алтай, много лет жил мечтой завести маралов, - рассказывает Николай Романенко. – В свое время основал охотничье хозяйство и в 2012 году рядом с его границей мы построили первую часть мараловодческого парка, завезли с Алтая первых 38 голов маралов. Сегодня на территории 200 га мы содержим более 150 голов. Природно-климатические условия нашей области, наличие похожей флоры позволили животным адаптироваться, приносить приплод. Мы ничего не придумывали сами: технология работы с животными, принципы устройства парков, садов, панторезные станки, техники ветеринарии и племенной работы - все взято из опыта разведения маралов на Алтае. Своими учителями в пантовом оленеводстве считаю заслуженного работника сельского хозяйства России Владимира Мещерякова, председателя союза оленеводов Сибири Александра Попова, профессора Василия Луницына, которые помогли освоить профессию, снабдили необходимой литературой, проконсультировали, оказали неоценимую человеческую поддержку и помощь. 

Комплекс Романенко занимается реализацией пантов, а также привлекает охотников в угодья для добычи рогов, которые ценятся как трофеи.

Андрей Подлужнов, директор по развитию компании "Билагро" из Тульской области, приехал на конгресс с главной целью: набрать информации по технологиям управления большим стадом. В задачи Андрея входит разработка проекта оленеводческой фермы на 10 000 голов. Причем при разведении компания хочет воспользоваться опытом западного мира – на трех тысячах гектаров олени будут содержаться выгульным (интенсивным пастбищным) способом, то есть перегоняться с пастбища на пастбище по мере отрастания сеянной (!) травы, а зимой докармливаться (так делают в Новой Зеландии).

- Ферму уже начали строить. Мы будем производить преимущественно оленину, а также панты как побочный продукт плюс оказывать услуги охотничьего хозяйства. Не исключаю, что со временем дойдем и до производства оленьего молока, - пообещал Андрей Подлужнов. 

**
Наша справка

Марал – сибирский подвид благородного оленя, краснокнижное животное, которое разводят на Алтае с целью получения животного сырья с высоким содержанием активных веществ уже больше ста лет. Родиной мараловодства принято считать Уймонскую долину – ныне Усть-Коксинский район Республики Алтай и граничащие с ним районы Казахстана. 

На Алтае преимущественно разводят маралов алтае-саянской породы, выведенной Всероссийским НИИ пантового оленеводства и отличающейся высокой пантовой продуктивностью, плодовитостью маток и хорошими мясными качествами. 

Средняя продолжительность жизни марала (продуктивный период) в неволе составляет: рогача – 12-13 лет, маралухи – 14 лет. В целом в неволе марал может доживать до 24 лет. 

Средний вес рогача в 8-10 лет составляет 250-300 кг, высота в холке – 150-155 см, самки – 170-220 кг и 140-150 см соответственно. 

За свою жизнь рогач в среднем дает 70-100 кг пантов, средний вес пантов составляет от 6,5 до 9 кг, длина достигает – 80-96 см.

Впервые самцу срезают рога в возрасте 2,5 лет.

На переработку помимо пантов также идет мясо, кровь, внутренние органы и железы маралов, хвосты, жилы, пенисы. 
Сезон срезки пантов длится с мая по июль.

Панты срезают за 1,5-2 минуты. 

Один рогач в стаде может обслужить 5-10 самок.

На содержание одного марала по парковой технологии необходимо закладывать 1,5 га свободной площади.
На выбор самкой самца влияет размер рогов, а также громкость рева – звуков, которые самцы издают в период гона, длящегося с сентябрь по ноябрь.

Ареал обитания марала – сибирского подвида благородного оленя – горные лесостепи. Для получения максимально ценной продукции от марала в его рацион должно входить не менее 200 разновидностей трав. 

около 24 тыс. голов оленей содержится в Алтайском крае, 83% поголовья сосредоточено в Алтайском (47%), Чарышском (23%), Солонешенском (13%) районах. 

24 хозяйства разводят оленей в Алтайском крае, в отрасли занято более 800 человек.

Возврат к списку

Свежие статьи