Правила жизни Александра Гукова

Автор
18.03.2016
08:43
В конце года крестьянское хозяйство Александра Гукова отметит 25-летие.
От автора

В конце года крестьянское хозяйство Александра Гукова отметит 25-летие. Рубеж солидный. Далеко не каждое агропредприятие дошло до него, да еще и с таким солидным запасом прочности, как у ключевского фермера. Собственно, поводом для командировки в степной район и стал приближающийся юбилей. 

Не радующие взор отличные показатели (к этому уже все привыкли, имя Гукова уже близко к тому, чтобы стать нарицательным) – а правила жизни передового фермера, его рассуждения о том, как надо строить бизнес стали главной темой нашего разговора «за жизнь».

IMG_2729.jpg

**

В кабинете солнечно. По-хозяйски растянулась на стуле сытая гладкая кошка. Видно, хорошо живется ей на гуковских харчах! На столе – куча бумаг, договоры, книги... Среди них одна выделяется – старая, советская, залистанная. На титуле обозначено: В. Якушкин, «Растениводство». Позвольте, а год издания-то каков? 1953-й. Но и поныне пригождается информация из старой книги.

- Часто слышу, что подсолнечник – плохой предшественник для зерновых культур. Вот, открываем страницу 280-ю, - неспешно ищет Гуков требуемый раздел. Замечаю, что поля испещрены восклицательными знаками, некоторые строки и целые абзацы подчеркнуты. – Что нам по этому поводу говорит Якушкин? Зачитываю: «Совершенно необоснованные выводы о невозможности получения хороших урожаев зерновых после подсолнечника». И я подтверждаю собственным примером: под этой культурой у нас в хозяйстве занята треть земель, и в то же время урожайность зерновых – высшая по району. Так что не надо – о плохом предшественнике… А надо творчески подходить к работе, вовремя вносить удобрения, тут по «ленивке» нельзя…

В последнее время Гуков стал практиковать окучивание подсолнечника. Подтверждение своей правоте опять находит в настольной книге: «Наилучших результатов дает углубление второй культивации на 1-2 сантиметра. Такой прием дает прибавку урожая на 1-2 центнера с гектара».

Казалось бы, один из самых авторитетных фермеров, чье хозяйство «гремит» высшими урожаями, новейшими технологиями по краю вот уже четверть века, - уж он про агрономию в степной зоне знает все! А Гуков хитро улыбается и говорит, что одна голова хорошо, конечно, но не грех и других умных людей почитать-послушать. 

- Но бездумно копировать все узнанное не надо, - тут же поправляется. – Надо творчески подходить к каждому вопросу. 
Его манера говорить тоже особая. С шуточками, поговорками говорит о повседневном и важном. 

- Мой отец знаете что про плохих людей говорил? «Он ведь, сукин сын, ни с кем кружки пива не выпил». 

Мы говорим о жизни – и о людях, которые в ней случаются. Не все же порядочные да добрые. Встречаются и проходимцы да жулики – каждый фермер, наверное, на эту тему припомнит не одну историю. 

- Вот поэтому я к оформлению документов отношусь очень серьезно! Да хоть знаю человека много лет, все равно попрошу: сначала – доверенность давай, а потом уж отгрузим тебе зерно. Уж сколько таких случаев было, народ удивляется. Есть такой Коля, мы с ним учились когда-то пять лет вместе. Ну и попросил два вагона зерна переработать. Не вопрос. Только доверенность правильно оформленную предоставь. Он: «Ты что, Василич?! Мы ж сто лет знакомы!» А у меня десять вагонов зерна пришло, мне без документов никак. Я не жадный. Я просто люблю порядок.

В бизнесе, если ты уж взялся за это дело, считает Гуков, прежде всего сам должен быть порядочным – и от других того же требовать. Нет в бизнесе никаких друзей – есть только партнеры и правильно оформленные документы. 

IMG_2721.jpg

**

Итак, какими качествами, по версии Гукова, должен обладать деловой человек?

- Первое – это, конечно, компетентность, - утверждает Александр Васильевич. 

И спорить с ним не хочется. Профессионализм – то качество, которое вызывает уважение. Сам глава КФХ в сельском хозяйстве с малых лет. Дома родители грядки выделяли – выращивал помидоры, сам того не замечая привыкая к землице, учась с ней обращаться. В школе, как водилось, с девятого класса учился управлять трактором и комбайном. После института главным агрономом двенадцать лет отработал. Всегда вникал в самую суть вопроса, докапывался до истины. 

- Честность, - загибает второй палец мой собеседник. – Ты должен быть честен и к себе, и к окружающим. Даже в мыслях нельзя допустить, чтобы кого-нибудь обмануть! Выгодно продать – это уже другое, - улыбается Гуков. – А липовые договоры ни к чему хорошему не приведут. 
Тут опять потребуется небольшое отступление. Правила ведения бизнеса будущий агроном и фермер познал еще в далеком студенчестве, когда хорошо зарабатывал… шитьем шапок. Всякое случалось: бывало, попросит однокурсник шапку в долг пошить, мол, съезжу к родителям в деревню, те денег дадут, я верну. А на деле ждать и ждать тех рубликов… Так что первые уроки бизнеса и первые выводы относительно неодинаковости человеческой натуры познавались еще в юности. 

- Отказать тоже надо уметь, - разъясняет Александр Васильевич. – Суметь надо найти золотую середину: и чтобы человека не обидеть, и в дураках не остаться. 

В этом балансе мудрости, природной смекалки и чутья есть, я думаю, сказываются и наследственные черты. У Гукова дед по матери изготавливал дома мороженое и квас, обкладывал льдом и на быках вез торговать за сотню километров в Славгород. Жилка была! И внуку передалась. От отца же досталась уважительность к людям. 

- Помню, идем по селу с папкой, он всех приветствует. «Пап, это кто прошел?» - спрашиваю. – «А не знаю, сынок, - ответит. – Но запомни: в селе ни от кого не отворачивайся, со всеми здоровайся».

Отсюда, наверное, и еще одно правило фермера: даже с неприятным человеком можно работать, если будет польза делу. 
- Понимаете, всякое в жизни случается. Бывает, обидел тебя кто-то. Но время проходит, старое забывается. Нельзя обижаться на весь мир.
Еще одним важным качеством для жизни Гуков называет доверительность. 

- Вроде бы в крови нашей живет недоверчивость. Потому и кооперация идет с трудом. Но все же без доверия трудно жить. Надо обязательно доверять людям, с которыми работаешь. Если видишь, что подчиненный не справляется или не вызывает доверия - лучше передвинь на другой участок или вовсе расстанься с таким работником. И всегда с уважением относись к людям. Шуметь, ругаться – ни к чему это. Тем более унижать человека, обижать слабого. Нельзя самоутверждаться за счет другого. Это недопустимо! 

В дореволюционной России каждый знал силу купеческого слова. Если купец сказал – тут уж остается верить. Вот и Гуков слов на ветер не бросает. Быть хозяином сказанного – не всегда, может, приятно. Но другого не дано. В бизнесе репутация всего дороже. 

Человек слова должен быть и человеком меры. Скольких сгубило это отсутствие меры! За примерами далеко ходить  не надо… Кто-то брал кредитов столько, сколько не вытянуть, кто-то заставлял рядовых работников на себя банковскую кабалу оформлять. Ни к чему хорошему это не привело. Взялся за дело – неси персональную ответственность, не подставляй других. 

- Не помню, в каком фильме было: купец проигрался в карты, сидит растерянный, жена и две дочери у него. Если будет скрываться должником – позор семье. «Выпей яду, прими достойно смерть», - сказала жена. Вот и я считаю: если будет плохо, ты не вертись, не крутись, удар прими прямо, открыто. 

Это он не об искусстве кино рассуждает, конечно. Гуков говорит о смелости нести ответственность за свои решения. Это нелегко, кто бы спорил. Но это – удел сильного человека. Если ты руководитель – отвечай за все и за всех. Неурожай – не вали все на агронома, сумей признать и свою вину. И так – во всем. 

Умение признавать ошибки – качество полезное. Интересно, а какие огрехи допускал Гуков на своем фермерском пути?
- Отец всегда мне говорил: «Саша, меньше бегай, больше думай». И я чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в правильности совета. Молодой был, днями напролет носился, а по вечеру уставший сяду – а сделано-то что?!

Считаю, я совершил две главные ошибки, когда ушел в фермеры. Первое – мало взял земли, начинал-то с полсотни гектаров. Я тогда мог и больше взять, но перестраховался: подумал, вдруг чего не получится, люди же засмеют, скажут, главным агрономом работал, а у себя и сделать не может. В селе жить и работать без оглядки на людей не получится. 

А второе – слишком много брал кредитов. Шутка ли, на 120 миллионов хозяйство было закредитовано! Вместе с упущенной выгодой они перевалили за 300 миллионов. А сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что можно было без большей части этих денег обойтись. Часто из-за кредитов приходится продавать урожай по невыгодной цене. К примеру, в позапрошлом году реализовали пшеницу по шесть рублей за тонну, а через некоторое время она поднялась до двенадцати. Это я, значит, тридцать миллионов в форточку  просто выкинул. 
Есть немало хозяйств, которые жили на свои деньги и достигли хорошего уровня в производстве и экономике. 

Конечно, совсем без кредитов не обойтись. Но Александр Васильевич считает, что в идеале надо стараться их брать весной на сезонные работы, а рассчитываться по осени, не растягивать «удовольствие». 

IMG_2727.jpg

С кредитами понятно, а вот как быть с благотворительностью? Ведь не секрет, идут и идут за деньгами к фермерам, просят помочь люди. Но на всех же не наберешься. 

- Знаете, я для себя определяю сумму (не буду ее вслух называть), которую смогу отдать. Простодушным быть нельзя, раздать-то все можно, но за мной сотня работников, их как без заработанного оставить? Тут надо по ситуации смотреть: кому-то помочь, а кому и отказать. 

…Мне кажется, Гуков похож на… Шукшина. Да-да, я вижу крестьянскую хитринку в глазах, глубокую натуру, рассудительность и наблюдательность. А как Александр Васильевич к земляку относится?

- А и мне замминистра как-то заявил, что Василия Макаровича ему напоминаю… Я как-то в больнице лежал, «мотор» прихватило, читал книгу Шукшина. Так вот в одном рассказе написано: «А гори оно  все синим пламенем!». И правда, подумал, не надобно человеку самоедством заниматься, корить себя за то или это. Все же элементы пофигизма и оптимизма должны присутствовать – как защитные механизмы организма. Я когда стал к себе это применять, так и жить стало легче, - смеется. 


**
От первого лица:
- У меня всегда были деньги. В институте хорошо зарабатывал на шитье шапок. На сберкнижке лежала тысяча рублей – это когда средняя зарплата сотню была! Так вот, повел я в третий раз девчонку с курса в кафе, а она мне и заявляет: «Не зови меня больше с собой! Ты мот, родители высылают тебе деньги, а ты кутишь. Мне парень серьезный нужен, для жизни, для семьи, а не такой, как ты». 
Позже как-то повстречались. «Зря, говорит, я так. Не знала, что сам зарабатывал»…


**
- Там дальше, за фермой, дедовская ляга была, испокон веков тут гуковская земля, показывает Александр Васильевич. 
Мы подъезжаем к белоснежным постройкам. Табличка сообщает, что здесь располагается племенной репродуктор по разведению овец эдильбаевской породы. 

Михаил Кушнерев, бригадир, энергично шагает вдоль загонов с симпатичными барашками.

- Ничего не было, на пустом месте десять лет назад начали скот разводить. Дали объявление в газету: покупаем баранов. Чего нам понавезли, кошмар! С сотни разномастных голов мы и стартовали… 

Но Александр Васильевич сказал – если делать, то делать хорошо. Начали увеличивать поголовье, приняли в штат зоотехника, ветврача. Ремонтировали стадо, денег Гуков не жалел, брали племенных животных. В итоге в конце 2013-го получили статус племрепродуктора. Это дает нам возможность продавать племенных ярок и баранов. В основном их покупают из других регионов – Красноярска, Иркутска, Новосибирска, Сургута. О нас многие знают благодаря выставке племенных животных в Чите, мы участвуем и побеждаем там регулярно. В марте-апреле начнется окот, и поголовье разрастется. Скот мы продаем как товарный и как племенной. 

Источник: «Алтайская нива», автор - Мария ЧУГУНОВА

Возврат к списку

Свежие статьи