Правильные пчёлы

Автор
13.08.2018
10:12
Как на пасеке в Змеиногорском районе поддерживают чистоту среднерусской породы
Пчеловодство в предгорном районе – занятие традиционное. В деревнях, основанных в окрестностях современного Змеиногорска переселенцами из Воронежской области, были времена, чуть ли не в каждом дворе стояло по два-три улья. Занимался когда-то пчелами и гремевший на всю страну советов колхоз под руководством Ильи ШУМАКОВА, родившийся и укоренившийся на барановских землях, благополучно живущий и по сей день. Впрочем, речь пойдет не о колхозе, а о коренном жителе Барановке, Андрее ЖАБИНЕ, который сегодня представляет единственный в крае племрепродуктор по среднерусской породе пчел и уверяет: продуктивнее и выносливее породы для нашего региона не найти. 

6-7-IMG_1964.jpg

 Устойчивая и продуктивная 

От деда-пчеловода Андрею досталось 28 ульев и несколько хозпостроек – жилой дом, баня, сарай, где пчеловод мастерил ульи и рамки. Пчелы были разномастные, но среди них попадалось много среднерусских, на которых молодой пасечник обратил особое внимание. 

- Я с детства запомнил, как работает эта пчела, - объясняет Андрей. – Нет больше таких тружениц в наших северных широтах (среднерусская порода – единственная районированная в регионе, - прим. авт.). Одно время было популярно привозить на Алтай южных пчел. Первые годы мог произойти взрыв по продуктивности, но потом она падала, начиналось сплошное роение, пчелы болели, плохо переносили долгие зимовки. В общем, я решил заняться разведением среднерусской породы. 

 За этими пчелами Андрей Жабин отправился сначала в Пермскую область, а потом и в Красноярский край, в далекие глухие деревни старообрядцев, сохранивших породу в чистоте. 

 - Первых среднерусских мы завезли от Александра Безматерных, есть такой пчеловод в Пермской области, затем я ездил в Енисейский район Красноярского края. Нашел, кстати, и у нас чистопородных среднерусских, в Коргоне, - рассказывает Андрей. 

Интерес к сохранению чистоты породы толкнул пчеловода к получению статуса племрепродуктора по среднерусским пчелам. Правда, на реализацию этой идеи ушло около пяти лет: нужно было набрать определенное количество чистопородных пчелосемей, сменить форму юрлица, провести генетический анализ на чистоту породы. Его, кстати, делали томские ученые, подтвердив племенные качества наличием определенных ДНК-маркеров. Разбираться с нюансами перехода от товарной пасеки к племенной помогали специалисты КГБУ «Центр сельскохозяйственного консультирования». Наконец, в декабре 2017-го, пасека получила статус племрепродуктора. 

- Для нас это, конечно, следствие, а причина – желание сохранить чистоту породы. Нет лучшей пчелы, чем среднерусская, для Алтая, - считает Андрей Жабин. Средняя продуктивность по барановской пасеке держится на уровне 60 кг меда на пчелосемью. Максимальный результат – 170 кг – удалось получить здесь в прошлом году. Можно и больше, 200-300 кг получают на пасеке в Рубцовском районе, уверяет Андрей, - но задача у племрепродуктора немного иная, - сохранение и поддержание популяции племенных насекомых, чем здесь и занимаются. 

 За чистоту породы 

6-7-IMG_1984.jpg

Сохранить породные признаки пчел в местности, где множество пасек, задачка со звездочкой. Решает ее Андрей Жабин путем организации изолированных мест содержания. Так, например, пчеловод до сих пор сотрудничает с жителями деревни Якша Енисейского района Красноярского края. Удаленное селение старообрядцев на многие километры окружено тайгой, пчелы здесь роднятся только между собой, а потому чужая кровь не портит породных признаков. 

- В одной из своих недавних экспедиций я побывал в Туруханском районе Красноярского края, за 200 километров от основной трассы нашел пасеку, где пчелы даже не заражены клещом варроа, представляете, какая изоляция от внешнего мира! – восторгается собеседник. 

Изолированные облетники, куда Андрей с помощниками отвозят неплодных маточек и трутней, организованы и в Онгудайском районе Республики Алтай на высоте 1300-1500 метров над уровнем моря. Здесь также закладывают основу для чистопородного потомства. По словам хозяина пасеки, интерес к среднерусской породе сейчас нарастает. За племенным материалом в Барановку приезжают покупатели из Красноярского края, заглядывают и алтайские пчеловоды. 

 - Мы сейчас используем технологию вывода маток. Одна семья воспитательница может за сезон дать нам до 100 маток. А от одной матки мы можем получить целую пасеку. Это позволяет нам быстро наращивать популяцию, - рассказывает Андрей Жабин. 

 Этой зимой пчеловоды займутся самостоятельным отбором племенных особей для дальнейшего размножения. Морфометрию здесь будут проводить с использованием специальных компьютерных программ. Матки и трутни с максимальным набором племенных признаков пойдут на расплод. 

 В гармонии с природой 

 Пчелиную семью, пасеку в целом, нередко называют единым организмом. В социальном и биологическом устройстве жизни этих насекомых и, правда, много удивительного. Подумать только, что матка, оплодотворенная единожды, за сутки может откладывать до двух тысяч яиц и жить два и более года. А срок жизни рабочей пчелы в сезон не превышает 30-40 дней, хотя «слово» ее – закон – пчелы запросто могут выгнать не приглянувшуюся матку из улья. Поэтому подсадка в семью молодой матки – целое искусство, доступное только опытным пчеловодам.

 - Сколько я занимаюсь этим делом, столько приходит понимание жизненного цикла и устоев пчелиной семьи, - рассуждает Андрей Жабин. – Я всегда говорю начинающим пчеловодам: сначала познакомьтесь с традиционными методами содержания пасеки, поживите пару сезонов рядом с пчелами, а потом уже внедряйте новшества. Я в свою очередь никогда не отказываю желающим научиться. 

Проблема с кадрами в отрасли есть, много кто приходит в пчеловодство из других профессий, а потому новичкам надо помогать. Сотрудничество с коллегами на барановской пасеке налажено хорошо. Пчеловоды общаются, знают друг друга поименно – даром, что порой пасеки находятся друг от друга на тысячи километров. 

Своим красноярским партнерам-старообрядцам Андрей Жабин поставляет семена медоносов, экологически чистую вощину. Ее, кстати, два года назад начали готовить сами. В выкупленном в Змеиногорске старинном здании поставили современную линию по производству вощины необходимой для обустройства ульев, и дело пошло. Главное, что заметили, - со своей вощиной стало меньше болячек у пчел-тружениц. 

 - Сейчас мы ждем, когда проведут электричество на пасеку, - добавляет собеседник, - проволочек много, конечно, но, думаю, осилим. Сразу же поставим новую медогонку. А еще нужно расширять помещения, чтобы мог заехать автомобиль выгружать ульи. Понемногу стараемся труд механизировать. Ручной работы, физических сил на пасеке по-прежнему требуется немало. Андрей шутит: зимой готовится к сезону в спортзале. 

Пчеловодство – и правда, одна из самых традиционных отраслей, человеческий фактор здесь очень важен, потому и не у всех получается сработаться с полосатыми труженицами. Особый подход к ним нужен, внимательный, чуткий, благодушный. 

«В плохом настроении к пчелам не суйся, покусают!» - смеются пасечники. Кстати, от химических методов борьбы с болезнями на пасеке Андрея Жабина отказались. Для лечения нозематоза, например, используют щавелевую или муравьиную кислоту, а также пихтовое масло. «Чем больше натурального, тем лучше», - уверен пчеловод. 

 **

 Факт 
Чтобы сезон сбора меда длился как можно дольше, Андрей Жабин экспериментирует с медовым конвейером, высевая травы, цветущие одна за другой с мая по сентябрь. В этом году медосбор задержался из-за погоды, акация зацвела вместо мая в июне, затем пришел черед эспарцета и козлятника. Замыкают конвейер гречиха и подсолнечник, поля с которыми засевают местные сельхозпредприятия в радиусе 2 км от пасеки.

 **
Мнение 
Вячеслав СКУПОЙ, замначальника отдела по животноводству и племенному делу КГБУ «Центр сельскохозяйственного консультирования»:

- Среднерусская порода обладает высокой продуктивностью, выносливостью и зимостойкостью. Меньше других поражается падевым токсикозом и нозематозом, выдерживает безоблетный период 6-7 месяцев. Именно эта порода идеально приспособлена к климату нашего края. Товарный медосбор на одну семью достигает до 200 кг, причем мед по вкусовым и лечебным качествам не имеет себе равных. Пчелы среднерусской породы, разводимые на Алтае, - главные опылители дикорастущих и сельскохозяйственных культур. Доказано, что на опыляемых участках урожайность, к примеру, гречихи превышает урожайность аналогичных полей без работы пчел на 15-20%. Метизация среднерусской пчелы с другими породами может привести к ухудшению ее хозяйственно-полезных признаков. Поэтому так важно сохранять и поддерживать популяцию чистопородной среднерусской пчелы.

Источник: "Алтайская нива"

Возврат к списку

Свежие статьи