Точка отсчета - ноль

Автор
26.03.2019
15:39
История преподавателя аграрного университета, основавшего свой завод
Еще несколько лет назад Александр Шайхудинов преподавал студентам АГАУ устройство сельхозтехники и испытывал в полях края самые современные ее образцы. Теперь он сам разрабатывает и производит машины на основе своих исследований и последних мировых трендов в земледелии.

Год от года в полях края все больше новинок. В каждом районе есть фермер-энтузиаст, берущий их на вооружение. Остальные по первости наблюдают, к каким результатам он прейдет. Удается «оседлать» новинку, осторожные соседи тоже включаются, но плавно, не на всей своей площади сразу. Однако если первый опыт негативен – по округе разносятся соответствующий слух.

По мнению Александра Шайхудинова, директора предприятия «АПК-интех», примерно так обстоят дела с освоением No-till или нулевой технологии – это инновационный способ обработки почвы без распашки. Вокруг него несколько лет не утихают споры. Александр на этом поприще тот самый энтузиаст, который первым в крае начал производить технику по No-till. В беседе с корреспондентом «АН» он поделился, ради чего оставил университет, влез в шкуру предпринимателя и с нуля основал завод.

Около десяти лет назад Александр Шайхудинов работал в автосервисе в родном Бийске и параллельно учился на инженера в местном технологическом институте. Как раз в эти годы профессор АГАУ Владимир Беляев создавал в вузе наукограда новую профильную кафедру. Оценив потенциал парня, профессор предложил ему перебраться в Барнаул и продолжить учебу в аспирантуре аграрного университета. Александр был не прочь повысить квалификацию, хотя о сельхозтехнике на тот момент не знал вообще ничего.

Однако уже через год он колесил по краю в команде Беляева. Занимались изучением влияния различных факторов на урожайность. Исследования шли на базе 30 хозяйств региона (на сегодня их 50). Тестировались самые современные образцы агротехники: зарубежной и отечественной. Александр понимал, что здесь ему не хватает знаний, однако он знал толк в сервисе автомобилей и решил нащупать тему на стыке – занялся изучением износа, что свойственно и для почвообрабатывающих машин. В полевых условиях, как известно, учишься быстрее.

Общение с фермерами помогало усвоить некоторые агрономические тонкости. Александр уже начал преподавать и параллельно взялся за диссертацию. По классической схеме трактор пашет на глубину 30 см, отсюда повышенный расход ГСМ и нагрузка, как следствие – износ. Парень пришел к простому выводу – нужно убавить глубину. Так Александр открыл для себя сначала минимальную, а затем и «нулевую» технологию. Оказалось, во втором случае пахать ненужно вовсе. Семена и удобрения вносятся с помощью анкерных сошников или дисков, неглубокие борозды ровняет идущее следом колесо, закрывая шов. На поле остается след, словно от расчески. При этом нагрузка на технику несоизмеримо меньше.

Вдобавок при «нулевой» технологии прекращается эрозия почвы. Приверженцы технологии утверждают – ее полномасштабное внедрение поможет исправить «ошибки прошлого» и обратить вспять деградацию почв. Вдохновленный идеей Александр первым в крае разработал и запатентовал агрегат, работающий по принципу нулевой обработки. Он провел исследование, которое изложил в своей диссертации. Защитив ее, получил степень кандидата технических наук.

Понимая, что теорией ограничиваться нельзя, он взялся за опытный образец. Проект изначально подразумевал минимум затрат. Например, его устройство не имеет собственной рамы, а прикручивается к любой другой классической сеялке или бороне. Таким образом, переоборудование обходится в десять раз дешевле покупки импортной No-till-техники и остается возможность возврата к старой модели.

Вскоре нашелся тот самый фермер-энтузиаст, который дал проекту хороший старт. Разработкой молодого инженера заинтересовался Сергей Кожанов, соучредитель хозяйства «Партнер» Михайловского района. Для местности характерна песчаная почва, поэтому эрозия была здесь давнишней проблемой. Сергей Кожанов понял – дело того стоит. Вскоре одна из сеялок-культиваторов «Партнера» была переоборудована по проекту Шайхудинова. Испытания прошли успешно.

Кстати, в хозяйстве агрегат используют до сих пор, несмотря, что сегодня здесь приличный парк зарубежной No-till-техники. Вначале проект был скорее подспорьем к зарплате преподавателя. «Нулевая» осваивалась довольно медленно. Александр искал энтузиастов по всей стране, и когда тенденция к переходу на новую технологию стала устойчивее, он решился и оставить вуз.

Вскоре в Барнауле было основано новое предприятие. Спрос на посевную технику есть только перед посевной, в остальное время тревожить фермеров по этому поводу бесполезно. Но нужно было загружать рабочих заказами и в остальное. Пробовал, например, задействовать людей на ремонте помещения цеха – не хватало. Тогда подключил к проекту студентов-технарей, которые приходили на заработки и одновременно на практику – так и работают.

Кстати, все комплектующие к агрегату самостоятельно здесь не производят, обеспечивают заказами на высокоточную металлообработку другие заводы города. На свои лазерные станки пока не заработали. Тем не менее, дело того стоило – заказы стали расти по прогрессии. Если в 2017 году произвели 20 агрегатов, а 2018-м – 40, то на 2019 год запланировано уже 120 комплектов. Эти алтайские агрегаты сегодня применяют фермеры 20 регионов России.

На вопрос: «каково вам в шкуре предпринимателя?»  Александр вздыхает: - Очень сложно. Я по натуре не продавец, а конструктор. Но первое время приходилось тянуть на себе все подряд: был технологом, бухгалтером, маркетологом, руками работал на сборке. Сейчас в сезон приходится вести много междугородних переговоров. Утром садишься за компьютер, работаешь пару часов, а потом телефон не отключается до вечера, пока разговариваю – еще два-три пропущенных.

Александр понимает, что No-till далеко не идеал. Технология эффективная, бережная, однако при кажущейся простоте – очень сложная. Опыт показывает, что ее использование может быть успешно при кратном увеличении объемов средств защиты растений. В противном случае это приведет к размножению сорняков и вредителей. Противники No-till считают: излишество химикатов в итоге только вредит земле, плюс удорожание сельхозпроизводства. Но, по мнению Александра, удваивать объемы гербицидов необязательно.

Решить проблему можно через агрономические методы борьбы – чаще использовать чередование культур, при котором сорняки будут находиться в угнетенном, законсервированном состоянии. В современном аграрном инструментарии есть и другие технологии. Уменьшить дозировку химикатов можно, например, с помощью технологии AmaSpot. Она позволяет избавиться от сорняков прицельным впрыском, расходуя при этом гербицидов, в пять раз меньше обычного. Таким образом, «нулевая» может послужить точкой отсчета для освоения других современных земледельческих технологий.

- Безусловно, у двух разных фермеров, осваивающих No-till, на первых парах может быть противоположный результат. Но если подойти к ней с умом, сделать выводы, в том числе из негативного опыта, технология приведет к невиданным ранее успехам,– отмечает Шайхудинов. – Это сложная наукоемкая система, в которую нужно вкладывать больше ума. А не так, что: «пахали 50 лет, пашем и пахать будем».

**
Факт

Около 10% почв в России возделывается по нулевой технологии. Объемы увеличиваются с каждым годом.

Возврат к списку

Свежие статьи