Тренды и проблемы развития растениеводства в Алтайском крае

Автор
07.07.2021
10:06
Тренды и проблемы развития растениеводства в Алтайском крае
Чтобы алтайским крестьянам конкурировать с аграриями юга и центра России, надо больше выращивать зерна. Такой совет дал во время «Дня сибирского поля» Роман Некрасов (на фото), директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ.

Тренды

В рамках тематической сессии «Стратегия развития АПК – 2021» чиновника попросили рассказать об основных трендах развития отрасли.

Первым Роман Некрасов назвал стабильный рост посевных площадей. Под урожай 2021 года они составили 80,5 млн га. Это один из лучших показателей в постсоветской истории. В стране реализуется программа, согласно которой необходимо за 10 лет вернуть в оборот 10 млн га пашни. Значит, посевы будут расти и дальше.

Второй приоритет Минсельхоза – обеспечение стабильности на внутреннем рынке. Для этого нужно увеличить производство социально значимых продуктов и сырья. Поэтому растут по сравнению с прошлым годом посевы масличных культур, сахарной свеклы, картофеля.

Третье. В 2021 году посевная кампания началась на 2 недели позже, чем в 2020 году, соответственно, на этот срок отодвинутся и уборочные работы. Минсельхоз РФ здесь видит определенный риск. Задача ведомства – обеспечить аграриев уборочной техникой, оборудованием для первичной подработки и хранения продукции.

Совет от Минсельхоза

Четвертое направление работы – удержание объемов экспорта.

И вот на этих словах у модератора сессии возник вопрос: «Как сибирским регионам поучаствовать на равных в этом процессе с конкурентами из южной и Центральной России? Везти-то наше зерно до Новороссийского порта дороже. Соответственно, продавцы закупают его дешевле на разницу между транспортными затратами. Так, может, федеральные власти компенсируют ее?»

В ответ Роман Некрасов признал, что сибирское зерно в значительной части составляет экспортный потенциал РФ. Однако прокопать канал от Чёрного моря до Алтайского края, чтобы сюда подходили суда и грузились сибирским зерном, невозможно, считает чиновник. По его мнению, сегодня самая важная задача, которую необходимо решить для повышения доходности отрасли, как ни странно, увеличение объемов производства.

«Если в Сибири будут хорошие и стабильные урожаи, то мировые трейдеры найдут способ эту продукцию здесь приобрести и увезти, – считает Роман Некрасов. – Даже в пандемию ни одна страна мира не закрывала вывоз сельскохозяйственной продукции. Человек без еды не может, и наша задача – удовлетворить этот растущий мировой спрос».

Минсельхозовский чиновник привел в пример Китай, который закупает ежегодно 100 млн тонн сои, в том числе из России чуть более 1 млн тонн. «Если мы сможем зайти на китайский рынок, то нас там с удовольствием ждут. КНР потихоньку открывает доступ российских зерновых и продукции животноводства, продуктов питания.  Поэтому мы должны производить продукцию с минимальными издержками, но не за счет экономии на средствах защиты растений, удобрений, а за счет эффекта масштаба», – уточнил Роман Некрасов.

Мысли по поводу

А кто у нас может использовать этот эффект? Только крупные сельхозпредприятия, агрохолдинги. Соответственно, мелким производителям и фермерам придется туго. Но это так, мысли по поводу.

Теперь что касается экспорта в Китай. Пока он находится в зачаточном состоянии. По информации директора Алтайского филиала Центра оценки качества зерна Марии Шостак, в этом году китайцы закупили 22 тыс. тонн пшеницы. Хотя в прошлом году не брали вовсе. Потребителей в Поднебесной в основном интересуют наши масличные: рапс, лен, подсолнечник.

Большая же часть алтайской пшеницы вывозится в Казахстан с целью последующей перепродажи в третьи страны. И это беспокоит местных мукомолов, которые остаются без рынков сбыта.

Президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман считает, что Сибирь все больше скатывается в разряд сырьевого придатка. Но не США и Западной Европы, а Монголии, Узбекистана, Таджикистана, Северной Кореи, то есть стран третьего мира. Добавленная стоимость на нашем сырье делается там.

В это время Казахстан находится на 1–2-м местах в мире по экспорту муки в те страны, которые традиционно были «российскими».

«Согласно всем учебникам экономики, Россия должна была сделать все, чтобы занять место Казахстана на рынке Афганистана. Но это сложно, надо думать. Гораздо проще продать зерно в Казахстан, в том числе по серым схемам», – возмущается Валерий Гачман, замечая, что провозная плата по Казахстану в 5–6 раз выше для нерезидентов, чем для своих экспортеров, похожая ситуация в Таджикистане.

По мнению президента Союза зернопереработчиков Алтая, эту дискриминацию должны были устранить межправительственные комиссии, но российское государство не вспоминает про внутренние ж/д тарифы. Такая политика ведет к остановке мукомольных предприятий на Алтае, а они все являются градообразующими в своих населенных пунктах.

В то же время министр сельского хозяйства края Александр Чеботаев предостерегает алтайских аграриев от наращивания посевов зерновых.

«Последние годы на агрономических конференциях мы демонстрируем сельхозпроизводителям баланс урожая и использования зерна. Именно его анализ позволяет предсказать потребность рынка и правильно сформировать структуру посевов. Если остатки зерновых на конец июля превышают в крае 1,1 млн тонн, то их цена падает. Никому (кроме потребителей. – Авт.) это не надо, – считает министр. – Исходя из такого остатка, аграриям надо собрать 4–4,4 млн тонн. Мы к такому урожаю и стремимся, сократив посевы зерновых в пользу масличных культур».

Кстати, в этом году в крае прогнозируется урожай 5,1 млн тонн.

Источник: газета "Алтайская правда", автор Евгений ШУМИЛОВ.

Возврат к списку

Свежие статьи