Здесь вам не равнина

Автор
29.04.2019
12:09
Здесь вам не равнина
Интервью с начальником сельхозуправления Чарышского района Андреем Дремовым
Чарышский, пожалуй, самый контрастный, а потому интересный и красивый район Алтайского края. С учетом лесов является крупнейшим в регионе, и в то же время одним из самых малонаселенных и отдаленных. Разделен хребтами на долины, по которым бегут бурные реки, сплошь покрыт холмами — даже коровам приходится забираться на крутые склоны. Сельское хозяйство развивается, что называется, «под углом». Сложности для местных аграриев здесь представляют рельеф, логистика, хищные животные, и даже привычные процессы вроде работы сельхозтехники в гористой местности обходятся дороже. Как адаптировались к особенностям района местные аграрии, «Алтайской ниве» рассказал начальник районного управления сельского хозяйства Андрей ДРЁМОВ.

Не молоко, так мясо

 — Андрей Васильевич, в чем главные особенности хозяйствования в районе?

— Район животноводческий. Так сложилось исторически и географически. Еще в скифские времена здесь занимались именно скотоводством и коневодством. На этом все держится. Растениеводческая составляющая невелика. В крае есть отдельные хозяйства, где общая пашня больше.

— Как у вас в районе с поголовьем КРС?

— На сегодня 18 800 голов крупно¬го рогатого скота, из них 8200 коров. У нас достаточно большие площади пастбищ, поэтому удобнее и дешевле содержать именно мясной скот — люди тяготеют в основном к нему. Преобладают герефорды и казахская белоголовая порода. С молочным скотом все сложнее, он не так популярен, тем не менее его тоже разводят. В основном это симментальская порода.

— Непопулярен? Разве горное молоко не самое лучшее — самое сыропригодное? Ведь здесь особые биотопы, более питательные дикие травы на пастбищах.

— Да, но сейчас этого никто не берет в расчет. Все молоко стоит примерно одинаково, а повлиять на ценообразование мы не можем. Нет доплаты, соответственно, нет заинтересованности. У наших сельхозтоваропроизводителей всего 1880 молочных коров. Конечно, с другими, более молочными районами не сравнишь.

 — Из-за сложного рельефа заготовка кормов обходится дорого?

 — Расход горючего повышенный уже потому, что техника движется в гору, а из за неудобной логистики затраты на доставку больше. Но мы приспособились так работать. Производительность труда при этом, конечно, ниже: или на равнине работать косилкой с шириной захвата 10 м, или у нас — 3–5 м. Тем не менее хозяйства переоборудуются. В прежние годы работали в основном на гусеничной технике, сейчас стали применять более производительную колесную. Освоили прессование и упаковку сенажа. Кормов заготавливают достаточно много, даже в ЛПХ. Многие ведут заготовку на своих паевых землях. Зерновыми в прошлом году засеивали только 3000 га. У нас всего 34 000 га пашни, но 53 000 га сенокосов и 117 000 га пастбищ. Посевная в этом сезоне без особых изменений. Запланирован сев кормовых однолеток: овес, ячмень, вика, горох. Сенаж в районе преобладает над силосом.

Вопрос жизни

— Каким для района был 2018 год?

 — Обыкновенным. Ни взлетов, ни падений. Единственно, наш потребительский кооператив «ЧарышАгроПродукт» был отмечен за достижения на выставке «Золотая осень» в Москве.

 — Насколько я знаю, опыт этого сельхозкооператива уникален?

— Наши люди содержат достаточно большие поголовья в домашних хозяйствах — по 20–25 голов скота, это считается нормой. Кооператив занимается сбором сельхозпродукции у населения. Для нас, с учетом логистики, это вопрос жизни. В прежние годы этого очень не хватало. Продукция из ЛПХ больше не пропадает, а используется максимально эффективно. «Лишнее» молоко не скармливают поросятам и т.п. Сельхозкооператив наладил регулярный закуп, продукцию забирают, доставляют собственным транспортом и перерабатывают вовремя. За несколько лет объемы скупаемого у населения молока вы¬росли на порядок. Если в год основания кооператива (2014 й) собрали всего 470 тонн, то по итогам 2018-го сдали на переработку 5600 тонн молока и 2500 тонн мяса. Таким образом, жители наших сел заработали около 350 млн руб — это по прошлому году. Что немаловажно, «ЧарышАгроПродукт» дает за сырье хорошую цену — выше средней по краю. Многие наши фермеры-грантовики вступают в него. Работают слаженно, оказывают друг другу помощь. На сегодня в кооперативе более 100 хозяйств и свыше 200 сдатчиков. Создано 120 рабочих мест.

 — Как у них обстоят дела с реконструкцией «Чарышского маслосырзавода»?

 — В 2018-м в проект вложили 26 млн руб, закупили оборудование. Но работы еще продолжаются.

 Маралы и лошади

— Андрей Васильевич, чем еще занимаются животноводы района?

 — Развито мараловодство — это еще одна наша особенность. На сегодня в пяти хозяйствах содержится 6200 маралов. Крупнейшее — «Новоталицкое» — имеет самое большое поголовье и племенной статус по разведению маралов алтае-саянской породы. Также развито табунное коневодство. При этом сразу три хозяйства района имеют племенной статус по разведению лошадей — «Новоталицкое», «Сигнал» и «Яровское» специализируются на новоалтайской породе. Она выведена именно у нас. Селекцией занимались на протяжении 30 лет. В коллективных хозяйсвах и у фермеров района 2800 голов лошадей. Если рассматривать вместе с теми, что разводит население, — 6200 голов.

 — Почему лошади так востребованы у местных жителей?

 — Выгодно. Табунное коневодство предусматривает, что лошади пасутся круглый год. Это преимущество дают горы. Например, на южных склонах раньше тает снег. На других участках его сдувает ветром, и лошади сами могут свободно добывать себе корм. Кстати, для нашего района характерно, что лошади — новоалтайская мясная порода — востребованы в основном в Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Продукция мараловодства также пользуется спросом в основном за рубежом: Корея и Китай.

Проблемы из лесу

 — Говорят, в районе есть проблемы с дикими животными?

 — Представьте, территория района более 640 000 га, две трети — лес, свободный круглогодичный выпас. Поэтому нападение хищников на скот не редкость. Особенно от медведей и волков страдают хозяйства в районе реки Сентелек — там это настоящая проблема. Например, волку, чтобы прокормиться, нужно не менее тонны мяса в год. Понятно, что ловит он диких животных, но риск высок и для домашних. Но больший вред наносит медведь, в прошлом году в районе было разорено несколько пасек. Кроме того, этот зверь нередко забирается в маральники: делает подкопы или вовсе проламывает ограждение.

— В населенные пункты не заходят?

 — Привожу пример: в конце года, в декабре, из окна своего кабинета видел медведя на холме рядом с кладбищем. Шатун — бродил там с неделю. И таких случаев масса.

— Какие то меры принимали?

 — К нам дважды приезжали из Минприроды края. Создали оперативную группу по контролю за ситуацией. Дело в том, что медведей в последние время стало слишком много, а в прошлом году из за непогоды им не хватило еды: не уродился кедровый орех. Перед спячкой нужно набрать массу, вот они и приходят. Отмечу, что в прошлом году в районе полностью выполнили квоты по от¬стрелу хищников. У нас создано три охотхозяйства. Самое крупное — «Староказачье». В нем одном работает более 30 человек: охотники-промысловики и егеря. Кстати, хозяйство успешно борется с браконьерством, регулярно проводит рейды.

 — Вы упомянули пасеки.

 — В районе медом занимаются три крупных предприятия, а также ЛПХ. Есть крупный кооператив «Пчеловоды Алтая», созданный пять лет назад. В 2018 году там получили 13,5 тонны меда. Особенности нашего меда в том, что у нас нет больших посевов, например таких, как гречиха, то есть мед в основном разнотравье. Он очень качественный, но по объемам его не так много. 

Специальный вопрос

 — Со строительством дамбы паводковая ситуация изменилась?

— 2014 год был для нас очень тяжелым. Чарыш очень сильно разозлился, такого не было с 50 х годов прошлого века. Село Чарышское затопило на 75 %. Но проблема в том, что на равнине вода поднимается и уходит, а у нас идет под уклоном, неся с собой бревна, доски, различные предметы. Гидроудар разрушает все на пути. Тогда ущерб составил около полумиллиарда рублей. Пострадало 121 подсобное хозяйство. Погибло много скота. В прошлом сезоне затопило 8 подсобных хозяйств. Было решено возвести дамбу. К строительству приступили летом 2018 года, длина сооружения 8,3 км вдоль берега. В основание заложили песчано- гравийную смесь и материал геотекстиль, откосы укрепили крупногабаритным бутовым камнем. Песчано-гравийную смесь взяли из русла Чарыша. По добыче камня было заложено два карьера, близ сел Березовка и Красный Партизан. От реки мы обезопасились, но работы еще продолжается. Приложим все усилия, чтобы закончить все в этом году.

Досье

Андрей Дремов, уроженец Павловского района. В Чарышском живет и работает с 1987 года, приехал после окончания Алтайского аграрного университета. По образованию инженер-гидротехник. Занимался кормопроизводством, работал руководителем хозяйства в селе Алексеевка. Ведет домашнее хозяйство, разводит лошадей и пчел.

Возврат к списку

Свежие статьи