Дружбинские фермеры или история малого хозяйства

Автор
16.08.2019
10:38
Для малого села, лишённого всех социальных благ, фермерское хозяйство, такое, как КФХ Николая ГУСТОКАШИНА из Дружбы Усть-Калманского района, имеет особое социальное значение. Фермеры помогают всем, кто бы к ним ни обратился. Особенно зимой, когда из-за снежных заносов люди не могут выбраться из села. И отношение дружбинцев  от мала до велика к крестьянам однозначное, не раз приходилось слышать: «Слава богу, у нас есть фермеры».

Будний день

В составе КФХ сын главы хозяйства Максим, Алексей Густокашин и Александр Балакин. Николай Александрович начинал дело в 90-е с Константином Скаредовым (он на пенсии) и с братом Виктором, ныне покойным. Сын Виктора Александровича Алексей продолжил на земле дело отца.

После обильного дождя надеюсь застать всех работников КФХ на базе. На широкой полянке у дома Густокашиных стоит техника, у гаража кипит работа. Алексей и Александр заняты ремонтом, готовят машины к уборке. Усадьба расположена на окраине села, где дома не жмутся друг к другу. Просторно, буйствует зелень. Неподалеку в большой чистой луже плещутся гуси, а около людей смело прогуливаются симпатичные белые козы.  

Алексей рассказал, что вместе работают много лет. Фермерство в малом селе – это шанс для молодых найти свой путь и обеспечить семью. С большим уважением отозвался о главе КФХ. Николай Александрович, по его мнению, человек слова и дела, умный и справедливый. Вся его жизнь состоит из нескончаемых забот и работы без выходных и какого-либо отдыха. Когда ругает, никто не обижается, это случается крайне редко, по делу. Как будешь обижаться на руководителя, который вкалывает больше твоего, и, главное, любит трудиться. Он пример для остальных, сделал парень однозначный  вывод.

В Дружбе Алексею, равно как и другим работникам хозяйства, жить подходит. Есть работа, условия для содержания личного подсобного хозяйства, а значит, для стабильного семейного дохода. Пусть небольшого, у сельского жителя денег в большом количестве никогда не было, зато он знает, что необходимый минимум всегда получит с земли. Прибавить сюда свежий воздух и здоровые натуральные продукты. На этом заканчиваются бытовые плюсы малого деревенского житья. Но, как бы назло всем нехваткам, люди малых сёл не жалуются на трудности и продолжают держаться за родной угол как за точку опоры. В коллективе фермерского хозяйства есть своя опора. Люди трудятся под руководством доброго, скромного, без лишних амбиций человека, который, по их словам, относится с уважением, подавая личный пример трудолюбия и ответственности. Каждый знает своё дело и выполняет без напоминаний, приказаний, а при случае может на рабочем месте заменить товарища.

Понравилась открытость: охотно разговаривают с корреспондентом, не оглядываются на начальство,  не применяют ремарку «не для печати», а это явный признак демократичности в  коллективе. В непогожий день работы у механизаторов не меньше, разве только домой придут вечером раньше. Жалеют, что дожди остановили сенокос. Для своих коров  заготовки сделаны, но ещё могли бы запрессовать лишку на продажу.

Всему делу голова

Когда мы общались с Николаем Александровичем в прошлый раз в поле в районе Восточного, он убирал хлеб на старом комбайне. «Енисей» и « Нива» и сейчас на ходу. Рядом стоит новый «Акрос». Впрочем, уже и не новый, шестой год фермер выплачивает за него кредит. Взял по лизингу, а переплата всё равно вдвое, итого выходит 11 миллионов. Этот кредит выплачивает последний год, также вдвое дороже обошлись почвообрабатывающие агрегаты. Но приходится брать займы и на оборотные средства, последний оформил в прошлом году. Запчасти и горючее дорожают непомерно. Без кредитов не жили ни года. Начинали, собрав в одну горсть  что у кого было, залезли в долги. Становление шло трудно. Льготные кредиты не доставались по разным причинам, а за полновесные в годы бешеной пляски рубля и выплачивали по полной – до 190% доходило. Т-4 ещё за полтора миллиона рублей купили, ЗИЛ за три миллиона, что было дорого на переломе веков, а УАЗ при следующем изменении курса рубля – за 11 миллионов. «Зато ничего не потеряли в дефолт, -  шутит с привычным добродушием фермер, - терять нечего было, наши капиталы находились в поле в то время, в основном старая техника. Её позже распродали, покупая новую, потом вспоминали. Качество новья сильно хромало в сравнении, некоторые машины начинали ремонтировать в первый же год». Похвалил китайский трактор, который отходил без ремонта шесть лет, но это редкий случай.

Фермер и сейчас живёт по скромным меркам. Построил обычный просторный сельский дом. К современным атрибутам процветания можно отнести «Фольксваген», Николай Александрович купил его и отдал сыну. Сам ездит на «Ниве» старой модели, говорит, что по проходимости то, что надо. Максим у Густокашиных старший, Кирилл и Егор живут в городе. В уборку парни приезжают на помощь. Кирилл трудится на стройке, ему идут навстречу, когда нужен отпуск. Егор служит в МЧС, там сложно и не всегда удаётся своевременно вырваться в деревню.

Урожайность в КФХ – средняя, в прошлом году подсолнечник показал меньше, чем ожидали,  зерновые не подвели, стабильно дают 15-17 центнеров с гектара. В технологии возвращаются к старому. «Нулевая» им не по деньгам, здесь нужна дорогая техника. А от «ленивки» – минимальной обработки почвы путём рыхления без оборота пласта – уходят к плугу, три года уже сеют по вспашке. Так легче бороться с вредителями и болезнями растений. При этом возросли расходы на топливо, но немного меньше стали тратить на гербициды.

Фермерство – образ жизни

О чём и поведала Ольга Густокашина, жена фермера. Она под стать ему – немногословная и скромная. Улыбнулась на вопрос о характере мужа. Так с улыбкой и рассказывала:
- Он рано начал работать с отцом на технике в совхозе. Много взял от трудолюбивого и грамотного в механизмах отца. Учился в Рубцовском сельскохозяйственном  техникуме на факультете механизации,  да институт бы тоже легко одолел, просто не было такой цели. Не завистливый, не скандальный. Если что обещает, то выполняет. Когда о фермерстве задумал, я его поддержала. Николай работал в совхозе механизатором, механиком, я на отделении бухгалтером. Подумали о детях. Николай тогда уже в мыслях видел кого-то с собой рядом в поле, посоветовались и решились. До сих пор сам всем заправляет, сидеть без дела не может. Да и не бывает в деревне такого, чтобы дела закончились. Зимой много труда с документами, с подработкой семян. Одно лучше, что зимой сон не такой короткий, как летом. Сейчас уборка начнётся, мужики домой будут приезжать в 2-3 часа ночи.

Дома у Густокашиных тоже полно крестьянских забот. Корова, поросята, утята, козочки, огород  требуют неустанного внимания и труда. А  мечта у Ольги Михайловны чисто деловая – стабильные цены на продукцию крестьянского труда. Тогда и труд на земле станет престижней, село выживет. Работники  фермерского хозяйства будут получать за труд более достойно.

Автор: Наталья ПОСПЕЛОВА

Возврат к списку

Свежие новости

Догнали и перегнали
18.04.2024
11:29
О молочном скотоводстве Заринского района
Под замок
18.04.2024
10:36
в РФ хотят запретить свободный выгул кур