Работник – на коне, безработный - пеш

Автор
13.03.2024
10:53
Встретить в утренний, вечерний час или в обеденное время в Жуланихе (Заринский район) коня, запряженного в сани, - картина для зимы обыденная. Как послышится залихватское «Но, пошел!», так и несется тебе навстречу сивый или вороной конь, а в санях, стоя, едет его хозяин. Но не постоянный, а временный. Оказывается, бывает и так.

В СПК «Колос» 60 голов коней. Все они, за исключением молодняка, - работники хозяйства. Только вот платят им не деньгами, а душистым сеном, крышей да хорошим уходом.

Конный двор в хозяйстве - неподалеку от МТФ. Разделен он на две половины: в одной содержатся кобылицы, а в другой – молодая поросль. А в соседних закрытых стойлах, переминаясь с ноги на ногу, стоят два породистых жеребца. Одного из них недавно привезли из Кытмановского района. А туда уехал жуланихинский конь. Обмен в целях обновления крови – дело обычное.

Тюк сена собрал вокруг себя буланых и гнедых, вороных и пегих кобылиц. Мягкими большими губами они отрывают от вороха охапки и неторопливо жуют. Суетятся на дворе лишь воробьи! Их здесь такая тьма, что не сосчитать вовсе! Соседние деревья увешаны птахами, как серыми яблоками; чирикают, словно не февраль на дворе, а оттепель на пороге, которая предвещает весну! И кружат стаей над стройными животными, пытаясь урвать то овса, то семян с духмяных трав из стога…

Молодняк пуглив: настороженно смотрят на людей, изредка поднимая голову от соляного камня. И на призывы подойти боятся! Только постояв у загона, можно увидеть, как ни с того, ни с сего понесет галопом одного жеребенка, а за ним все в бег пустятся! Пара кругов по загону и снова спокойствие. Что это было? Да ничего! Просто ребячество!

Чтобы обучить лошадь слушаться команд, служить человеку, помогая на летних выпасах, чтобы ездила в упряжи, знала и понимала человека, надо три года. Мужчины, что работают в хозяйстве, с рождения выбирают себе жеребенка. Потом обучают. А после и работают на нем. Живет потом коняга дома у работника, возит его на работу и обратно, как личное такси. Вот только это до той поры, пока человек трудится в хозяйстве.  

Чуть поодаль, у зимних дворов, можно увидеть стоящих на привязи двух коней в санях. Кинули им хозяева по охапке сена, чтоб не скучно ждать их было, и ушли работать. И кажется, что не эта парочка выбивается из общей картинки у фермы, а погрузчик марки Manitou, что вывозит снег. Он-то тут, среди живых, как железный Дровосек, который пока не получил от Гудвина свое настоящее сердце…

Источник: газета Алтайская нива, автор Ксения ЛИТВИНОВА


Возврат к списку

Свежие новости