Реализовать потенциал

Автор
29.09.2023
10:25
Интервью с Ириной Шулер
14 лет завкафедрой «Животноводства и ветеринарной медицины» АИПК Ирина ШУЛЕР ведет курс по воспроизводству крупного рогатого скота. Более половины года она проводит в командировках по районам края. Вывод, который за это время сделала для себя Ирина Дмитриевна, прост: обучать новичков, повышать квалификацию уже опытных – смысл ее жизни…
На очередном краевом конкурсе осеменаторов Ирина ШУЛЕР по традиции вошла в судейскую коллегию. В беседе с корреспондентом «АН» рассказала о себе, своих принципах и методиках, которыми руководствуется в работе.  

Любовь к зоотехнии

- Ирина Дмитриевна, откуда вы родом?

- Родилась я на поселке Южный (Барнаул). Маленькой была, бегали с детворой на «бычатник». Так у нас называли племпредприятие «Барнаульское». Смотрели на животных как в зоопарке. Не думала тогда, конечно, что жизнь с животноводством свяжу. В семье единственно дядя мой скотником работал, больше и никого в животноводстве не было...  

Мои родители по материнской и отцовской линии – уроженцы Павловского района. В Павловске есть улица, названная именем Героя Советского Союза Андрея Ивановича Ощепкова. Это мой дедушка. Всегда им гордилась.

- О выборе профессии и начале вашего пути расскажите?

- Когда оканчивала школу, встал вопрос о дальнейшем пути. Бабушка моя, например, хотела, чтобы я на повара пошла, и, возможно, так бы и было, если бы в гости к нам не приехал мой двоюродный брат Виктор и не рассказал о Павловском техникуме.

Техникум всегда с теплотой вспоминаю. С первых дней мы были там, как одна дружная семья – очень сплоченная группа. В том числе благодаря нашим педагогам. Мы всегда с большой охотой шли на занятия. Все наши учителя были практиками.

Верите – нет, а мне всегда хотелось показать свои знания. Я даже огорчалась на экзаменах, когда оценки автоматом ставили…
Очень благодарна им, что привили мне любовь к профессии.

Закончив учебу, вышла замуж. Муж учился на агронома. Привез меня на свою родину в Смоленский район. Село Сычевка, это под Белокурихой.

Родила девчат. Дети подрастают: три и пять лет. Муж как-то раз пришел с работы и говорит, как бы в шутку – освободилось место осеменатора: «Спросили, может, твоя жена согласится?».  Я говорю – «Пойду». Он опешил даже. Так я и оказалась на ферме…

- Значит, вы сами осеменатором начинали?

- Да. В это время заочно и училась в нашем аграрном университете.

Женщина, которая уходила из хозяйства на пенсию, журнал по учету животных на стол передо мной положила – и на этом все! Я не растерялась. Как-то все само собой пошло, будто бы кто-то сверху руководил.  

Отработала два года – выход телят у меня стал на уровне лучших в районе. Помню, как первый раз участвовала в районном конкурсе на лучшего по профессии.  Призового места не заняла, но сказали, потенциал есть.  

Преподавать – мое

- Как в институте повышения квалификации оказались?

- Приезжали к нам в район. Читали курс. И мне почему-то так захотелось там работать. Оказалось, что мне очень нравится преподавать. Это прям – мое.

Из хозяйства ушла. В то время зарплату подолгу задерживали. Я бы, скорее всего, осталась в деревне – люблю сельскую жизнь. Но надо было думать, как жить дальше. Двое детей, кормить, одевать надо.

После довелось мне поработать в двух хозяйствах зоотехником-селекционером. Потом узнала, что скоро «Алтайский бройлер» откроют – обещали хорошо платить. Прошла собеседование. И представляете – взяли главным зоотехником, но перед этим прошла стажировку в Белгородской области.

Полгода в «Алтайском бройлере» работала. И услышала, что на кафедре в АИПК место освободилось. И мечта вскоре сбылась.

- Я однажды видел, как вы читаете курс. В Родинском районе... С огнем, прям, внушаете.  

- Для меня важно, чтобы слушатель всегда был во внимании. Поэтому я всегда в активном диалоге: часто обращаюсь лично, задаю наводящие вопросы. Для меня всегда важен контакт. Если у людей «глаза горят» – значит, занятие удалось.

- Это такой педагогически метод?

- Честно, не знаю. Я сама к такому пришла. По наитию, наверное.

Бывает, материал не сразу дается: терминов ветеринарных много, особенно когда изучаем нейрогуморальную регуляцию полового цикла или как на организм животного действуют те или иные гормоны. Приходится придумывать: как рассказать так, чтобы легче запомнилось.

- Как долго ведете свой основной курс по организации воспроизводства стада?

- С 2009 года. В январе будет ровно 15 лет.

- Ирина Дмитриевна, сколько у вас командировок по хозяйствам, по районам. Скажем, за год?

- Каждый месяц 72-часовая программа. Это две недели в месяце. Получается, полгода. Но бывает: только вернешься, три дня – и следующая командировка.

Основы контроля

- Вам самой это, видимо, нравится. Не выгораете с таким ритмом и нагрузкой?

- Нет, не выгораю. Запал есть. Сколько – не знаю, но есть.

- Может, есть какая-то романтика в этом?

- Никакой нет. Просто очень люблю общаться с людьми. И еще мне важно видеть результат.

Когда договариваемся с районами о выездных занятиях, я делаю акцент на то, что по данной программе должны повышать свою квалификацию не только осеменаторы, очень важно, чтобы присутствовали специалисты.  После вуза невозможно эффективно работать, не черпая дополнительных знаний.

Мне в этом смысле очень понравилось отношение в хозяйстве «Агро-Сибирь» Смоленского района. Руководитель Владимир Шитц всех своих специалистов собрал, всех бригадиров.  И сам посещал наши занятия. Более того, помню, когда дошли до темы по учету и отчетности – Владимир Викторович на учебу даже своего бухгалтера приглашал.

- Так у него и ферма одна из лучших в крае…    

- Ну конечно. Вот она связь! Человек понимает, чем занимается. Не бывает так, что ты набрал специалистов, и у тебя все само собой заработало. Руководитель обязательно должен знать основы контроля. Это напрямую касается экономики хозяйства.

- Что это за основы контроля, поясните, пожалуйста?

- В молочном скотоводстве основы контроля, прежде всего, – это анализ результатов работы. При этом нужно систематически вести контроль за показателями воспроизводства – есть эффект или нет.

Во-первых, следить, чтобы специалисты не упрощали технологию и всегда проводили послеродовую диспансеризацию. Если специалист несвоевременно оказывает помощь при восстановлении репродуктивной системы коров после отела, то плодотворно осеменить корову снова будет намного труднее. В этом случае увеличивается сервис–период. В итоге выход телят будет меньше, а молочная продуктивность снизится.

Чтобы получать максимальную молочную продуктивность, нужно постоянно поддерживать высокий уровень воспроизводства стада и своевременно плодотворно осеменять животных. От этого во многом зависит экономика молочного животноводства.

В нашем крае есть хозяйства, которые в этом плане  хочется привести в пример – «Смирненькое» Кулундинского района – молодцы, иначе не скажешь. Во всем порядок. Условия там очень сложные для молочного скотоводства, но там очень сплоченный и ответственный коллектив животноводов. Специалисты постоянно ездят за новым опытом - и по нашему краю, и по всей России. И главное – есть понимание и поддержка руководителя.  

- Михаил Эльзнер… Они на своих скудных кормах получают очень приличные надои.

- Так выходит, что потенциал-то в крае есть. Его можно «взять». А «взять» потенциал – это организовать процессы и отслеживать их. Изучить и дальше строго следовать технологии. Ключевой момент здесь – организация труда.

Начинающим фермерам, которые хотят увидеть в животноводстве прибыль, надо учиться – досконально все изучать. Чтобы контролировать и анализировать свою работу. Соответственно, понять, как эффективнее выстраивать план дальнейшей работы.

- Где в этом плане лучше налажена работа?

- В Поспелихинском рейное. Галина Чернова свое дело знает (районный специалист КГБУ «Центр сельскохоязйсвтенного консультирования» – прим. авт.).

Я думаю, что еще в девяностые во многих районах края было упущен момент общения с руководителями. Но Галина Ивановна его не упустила. Она поддерживает в этой среде авторитет профессии, авторитет племенного дела. Много общается с людьми. В том числе поэтому Поспелихинский район – лучший в плане охвата искусственным осеменением, в том числе на подворье.
И люди там заинтересованные. Мы в селе Калмыцкие Мысы бывали (СПК «Знамя Родины»), проводили там обучение. И люди там сами просили дополнительные часы почитать.

**
От автора

Ирина Шулер – кандидат сельскохозяйственных наук, сторонник практического аграрного образования и искренний фанат своего дела. Не будь ее в животноводстве Алтайского края, наверное, облик отрасли был бы иным. Другими были бы стада, как минимум, количественно. С одной стороны, добродушная и веселая женщина, с другой – неутомимый, строгий учитель. Благо, она у нас есть.

Источник: газета Алтайская нива, автор Глеб КОЛЕСНИКОВ

Возврат к списку

Свежие новости